Оригами — японское искусство складывания различных фигурок из листков бумаги. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии начали складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки. Может быть, свою роль здесь сыграло то, что по-японски слова «бумага» и «бог» очень похожи. Посредством оригами японцы демонстрируют свои идеи и свое отношение к «мелочам жизни». Как известно, буддизм не разделяет искусство на высокое и низкое, не делит дела на важные и не очень. Буддисты были первыми, кто обратил внимание на «мелочи жизни», чтобы успеть ухватить в этих самых мелочах дыхание вечности. Древняя японская легенда гласит: если сложить из бумаги тысячу журавликов, обязательно исполнится желание. Но при этом надо обязательно подарить окружающим эти фигурки и получить в ответ тысячу улыбок.
Первоначально оригами использовалось в храмовых обрядах. Например, кусочки рыбы и овощей, предназначенные в дар богам, складывали в бумажные коробочки санбо. Через некоторое время умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии. Это умение передавалось из поколения в поколение. Некоторые знатные семьи даже использовали оригами как герб и печать.
Начиная с конца XVI века оригами из церемониального искусства превращается в любимое развлечение японцев. Именно в этот период времени появилось большинство классических фигурок. Появление большого числа авторских работ связано с именем знаменитого японского мастера Акиры Йошизавы. Именно он придумал своеобразную «нотную азбуку» оригами, которая позволила записывать и передавать процесс складывания фигурок. В свое триумфальное шествие по всему миру оригами отправилось в начале XX века.
Живопись и каллиграфия
Японская живопись — один из наиболее древних и изысканных видов искусств, отличается широким разнообразием жанров и стилей. Как и традиционная японская литература, он отводит ведущее место природе и изображает её носительницей божественного начала.
С начала IX в. широкое распространение получили мандала (мандара) — важнейший элемент обрядовой и культовой практики буддийских сект Сингон и Тэндай. Мандалы изображают сложную структуру буддийского мироздания. Второй тип буддийской живописи, получивший развитие в 1Х—Х веках — это изображение божеств, защитников веры. В Х веке в японской живописи появляется направление ямато-э — картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения.. В конце XII в. возникла мода на портреты. Превосходные портреты вышли из-под кисти Фудзивара Таканобу. Наряду с портретной живописью самое яркое явление — повествовательные свитки эмакимоно, сюжеты которых связаны с героическими эпопеями — гунки. Самый выдающийся памятник — «Хэйдзи-моногатари эмаки» (иллюстрации к «Повести о войне годов Хэйдзи»).
В течение XIV в. живопись на свитках, так популярная в предыдущие столетия, постепенно угасает и уступает место новому виду изобразительного искусства — живописи тушью (суми-э, или суйбокуга). Все заметней становилось влияние европейской живописи, что привело к появлению в конце XVI в. искусства намбан («южных варваров»). А в первой половине XVII века художники начинают печатать укиё-э — гравюры на дереве, изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи. Влияние популярности гравюр укиё-э на европейское искусство XVIII века называют японизмом.
В XIV веке развивается стиль суми-э (монохромная акварель), однако живопись тушью оставалась главнейшим занятием. Другой значительной тенденцией стала «живопись литераторов» — бундзинга. Принадлежащие к этому направлению мастера черпали вдохновение в творчестве художников-любителей интеллектуальной элиты Китая. Эпоха Мэйдзи стала завершением периода классической японской живописи и началом современного периода изобразительного искусства
В Японии каллиграфия считается одним из видов искусств и носит название сёдо («путь письма»). Наравне с рисованием каллиграфия преподаётся в школах. Искусство каллиграфии было завезено в Японию вместе с китайской письменностью и считалось признаком культурного человека. Существует несколько различных стилей написания иероглифов. Совершенствованием стилей написания иероглифов занимались буддийские монахи.