Транспорт. JR pass. Тут начну писать банальные вещи для тех, кто хоть сколько-нибудь погружался в подготовку маршрутов по Японии, но тем не менее... Транспорт в стране очень дорог. Средняя цена передвижения по метрополитену Токио, например, может быть 200-250 йен за поездку и это не самое страшное. Самое ужасное – это стоимость билетов на скоростные поезда (синкансены) между городами. Так два с половиной часа поездки между Токио и Киото обойдутся вам от 13 тысяч йен с человека в одну сторону. При этом альтернатив практически нет. Можно ехать на ночном автобусе или с кучей пересадок на локальных электричках, но это будет в разы дольше (всё-таки расстояние порядка 500 км), гораздо неудобнее и ненамного дешевле. А есть еще в плане «радиальные» выезды из Киото и Токио в ближайшие города. Когда я посчитал общие затраты на транспорт по приведенному выше плану поездки, то получилось что-то в районе 60 тысяч йен на человека (а фактически получилось бы больше). Дороже, чем перелеты Санкт-Петербург – Токио и обратно. Что же делать ?
Для того, что бы иностранные туристы не разорились при посещении страны, японское правительство сделало специальный туристический проездной – JR pass. Он распространяется на все виды транспорта, но только принадлежащие государственной корпорации Japan Railways (JR) и купить его можно только вне пределов Японии, т.е. заранее, до поездки. Либо у официальных реселлеров (каковым в Санкт-Петербурге является, например, компания «Неотур»), либо на сайтах продажи. Проездной существует нескольких видов: по сроку действия – на неделю, две или три; по территории покрытия (нас интересует «классический» JR Pass на всю Японию, так как мы поедем в Киото, а это отличная от Токио префектура); по возрасту туриста - для детей до 11 лет в два раза дешевле (младше шести лет – проезд любыми видами транспорта в Японии бесплатно); по классу – есть обычный, а есть green class. Чем отличается этот самый «грин класс» от обычного – ума не приложу, в теории это должны быть места типа «бизнес-класса» в отдельных вагонах, на практике же я их просто не видел даже в синкансенах, не говоря уж про обычные электрички, так что сама идея покупки этого вида проездного кажется мне безумной.
Нас интересовал обычный JR Pass на одну неделю по всей Японии. Его официальная цена 29100 йен на человека. Не дешево, но вспомним про насчитанные мною почти 60 тысяч. Экономия налицо и JR Pass практически на 100% «покрывается» просто путешествием из Токио в Киото и обратно.
На самом деле купить проездной совсем по официальной цене невозможно, так как сайты-продавцы логично прибавляют стоимость доставки (например, Fedex-ом $15 по России), а та же компания «Неотур» продаёт JR Pass в рублях по курсу ЦБ (смотреть можно тут) + 2%. Справедливости ради, получилось так, что у Неотур оказалось самое выгодное предложение и, в результате, я купил у них два JR Pass за $525.
Про «покрытие» JR pass. Как правило, нет проблем при движении между городами, везде есть линии JR.
В Токио, например, JR Pass действует на кольцевой линии Yamanote (Яманоте) (не зря я к ней привязывался при выборе отеля) и на радиальных линиях.
В Киото ситуация гораздо грустнее, а в мелких городах про JR Pass придется забыть. Таким образом, полностью обойтись проездным мы не смогли, но снизили затраты на транспорт весьма существенно. Дополнительно уже на месте мы потратили на перемещение наших бренных тел 9710 йен (примерно $88), что в сумме с купленными JR Pass составило $613, что поставило затраты на транспорт на третье место после авиаперелетов и отелей.
На самом деле, вы изначально получаете не сам JR Pass, а ваучер на него, где указана ваша фамилия и имя. Сам же проездной вам оформят в офисах JR уже по прилету в Японию при предъявлении ваучера и паспорта, тут же вы сможете указать с какой даты начнёт действовать ваш проездной. Обратите внимание, что считаются дни, а не часы. Т.е. если вы активируете проездной, например, со 2 мая, а на часах уже 23:00 второго мая, то считайте, что этот день вы уже потеряли и проездной «превратиться в тыкву» в 23:59 8 мая. И, может быть, стоит указать начало действия с 3 мая. Всё, конечно, зависит от ваших конкретных планов. Мы же меняли сразу по прилёту в аэропорту Нарита, так как сразу ехали на экспрессе до Шинагава. Очень опасались очередей на обмен, но успели с рейса практически первыми (отсутствие багажа помогает) и через пять минут уже были счастливыми обладателями.
Вот собственно конечный продукт – сам JR Pass. В нижней части при резервации мест кассиры ставят свои пометки. Зачем – я без понятия.
Многие рекомендуют тут же при получении собственно проездного забронировать билеты на требуемые синкансены (о чем подробно ниже), но в офисе в аэропорту нам это сделать отказались ! Сказали буквально следующее: вон смотрите уже очередь образовалась, вы вот сейчас поедете на экспрессе до Шинагава, там и забронируйте места, а сейчас вот вам билетики на Narita express и до свидания. Мы собственно так и сделали, но об этом чуть дальше.
Технология использования JR Pass чрезвычайно проста. Если вам не нужно бронировать места в синкансене или в Нарита экспресс , то вы просто идёте к выходу на платформу поезда/электрички и показываете ваш JR Pass у крайнего левого турникета стоящему там (или за стойкой) сотруднику. Иногда проход осуществляется через стеклянные кабинки-конторки, в которых сидят эти сотрудники. Тоже самое делается при выходе. Всё. Непосредственно в поездах у нас JR Pass проверяли всего один раз в синкансене по пути из Киото в Токио. Теоретически при предъявлении проездного могут попросить и ваш паспорт, но на практике мы с этим не сталкивались.
Транспорт. Sinkansen (синкансен). Она же «бешеная электричка», она же «утконос», она же «крокодил».
Скоростные поезда, курсирующие между основными городами Японии.
Частота курсирования между Киото и Токио, например, ошеломляет – вечером синкансены идут реально каждые десять минут. Но не все они покрываются проездными JR Pass. Каждый синкансен имеет собственно название и номер (например, Tsubasa 523). По JR Pass можно передвигаться на любом синкансене, кроме Nozomi и Mizuho.
На любой станции, где останавливаются синкансены для них выделены отдельные платформы и соответственно указатели и даже кассы. Причем «суточные» кассы (билеты на текущие сутки) и те, в которых продают билеты на следующие дни, могут находиться в разных местах достаточно далеко друг друга (станция Шинагава в Токио тому примером).
Если вы хотите гарантированное место в синкансене, то заблаговременно (можете за 10 минут, а можете и за несколько дней) идёте в кассы на любой станции, предъявляете JR Pass и просите забронировать места на нужном синкансене на нужную дату. Вам дают вот такие вот талоны резервации места (я подчеркнул номер вагона и места).
Они не накладывают на вас абсолютно никаких ограничений, вы не платите за них и совершенно не обязаны ехать в указанное время на указанном синкансене на этих местах. Но если вы раздумали, то правильно будет при случае таки зайти в кассы и сказать, чтобы бронь отменили, а то как-то некрасиво получается.
В любом синкансене (кроме Hayabusa, Hayate и Komachi !) есть вагоны с нерезервируемыми местами ,т.е. вы можете занять любое место, если оно свободно. Конкретные номера этих вагонов всегда указываются на табло на перроне: время прибытия, номер платформы, название синкансена (например, Hikari 421), куда он следует, бегущей или дополнительной строкой станции остановки по пути следования и номера вагонов с нерезервируемыми местами. Например, «1-5 car non reserved». Это означает, что в этом синкансене места в вагонах с первого по пятый могут занимать пассажиры без предварительного бронирования мест. На платформе нарисованы места остановки дверей всех вагонов синкансена. Более того, они дублированы на табло, висящих вдоль платформы сверху под каждый конкретный поезд.
Вот это табло, которые висят вдоль перрона и показывают где какой вагон остановится. Центральное же табло будет более информативно.
Ничего не понятно ? Подождите секунду, переключиться на английский
Идёте к нужному вагону, встаете в аккуратную очередь желающих и ждёте. Подъезжает синкансен, убеждаетесь, что перед вами именно этот вагон (на нем это написано) и вперед ! В данном случае это вагон с резервируемыми местами.
Вагон изнутри.
Кресла в синкансене имеют интересную особенность: они поворачиваются вокруг своей оси. Т.е. весь блок из трёх (или двух) кресел можно развернуть в нужную сторону по направлению движения поезда. Для этого надо нажать на педальку, которая видна внизу. Около каждого ряда кресел есть розетка для зарядки. Обычные для Японии 110 В 50 Гц.
В электричках же разворачиваются спинки сидений. Очень удобно. Почему у нас не додумались до этого ?
Информация на кресле спереди. Написано в каком вагоне есть ящики для мусора, туалеты, комнаты для курения (Япония сильно курящая страна)
Сразу скажу, что несмотря на опасения с отсутствием мест в «золотую неделю», мы всегда (!) находили места в нерезервируемых вагонах. Использовали синкансен шесть раз: Токио – Утсономия и обратно, Токио-Киото и обратно, Киото-Химёдзи и обратно. Так что предварительное бронирование оказалось бессмысленным. Но не буду вас уговаривать поступать также: предварительное бронирование отнимает немного времени, ничего не стоит для обладателей JR Pass и вносит в душу спокойствие.