Москва: +7 (499) 705-0948
Санкт-Петербург: +7 (812) 458-0948
Написать нам в мессенджер: WhatsApp neotourist telegram neotourist
E-mail: info@neotour.biz
WhatsApp & Telegram: +79818785428
Часы работы: Пн-Пт с 10 до 19
Манга и поп-культура | Путеводитель по Японии от Neotour Japan
Путеводитель по Японии

Манга и поп-культура

«Роман в рисунках» — возможно, самый точный перевод японского слова manga. Это и форма изобразительного искусства, и литература. Мангу читают люди самых разных возрастов и интересов.

Манга — это произведения самых разных жанров: приключения, романтика, спорт, история, юмор, научная фантастика, ужасы, эротика и др. Само слово manga было введено в обращение известным японским художником Кацусики Хокусаем в 1814 году, когда им была создана книга черно-белых эскизов, которые он назвал «MANGA» (непроизвольные эскизы). С тех пор мангой стали называть книги с сериями черно-белых рисунков тушью. Почти вся манга рисуется и издаётся чёрно-белой, хотя существует и цветная. Как правило, по популярной манге, снимается аниме, но случается, что манга создается на основе уже существующего аниме или фильма, например, по «Звёздным войнам».


ИСТОРИЯ
Первые упоминания о создании в Японии историй в картинках относятся ещё к XII веку, когда буддийский монах Тоба нарисовал четыре юмористические истории, рассказывающие о животных, изображавших людей, и о буддийских монахах, нарушавших устав. Эти истории представляли собой четыре бумажных свитка с рисунками тушью и подписями к ним. Ныне они хранятся в монастыре, где жил Тоба. Приёмы, которые он использовал в своих работах, заложили основы современной манги — как, например, изображение человеческих ног в состоянии бега.

Развиваясь, манга вобрала в себя традиции укиё-э, что переводится как «картины плывущего мира» и отражает приходящую, мимолетную природу жизни. Это направление искусства было развито в конце 17-го века в Японии и продолжает быть одним из наиболее известных художественных стилей Японии. Отголоски эстетики направления можно увидеть в современном аниме и манга. После реставрации Мэйдзи, когда закончился период изоляции Японии от внешнего мира, художники начали учиться у своих иностранных коллег особенностям композиции, пропорциям, цвету — вещам, которым в укиё-э не уделялось внимания, так как смысл и идея рисунка считались более важными, нежели форма. Манга в своём современном виде начала становление во время и особенно после Второй мировой войны.

Во время войны манга служила пропагандистским целям, печаталась на хорошей бумаге и в цвете. Её издание финансировалось государством (неофициально её называют «токийская манга»). После окончания войны, когда страна лежала в руинах, на смену ей пришла т. н. «осакская манга», издававшаяся на самой дешёвой бумаге и продававшаяся за бесценок. В 1947 году Осаму Тэдзука выпускает свою мангу «Shin Takarajima» (Новый Остров сокровищ), разошедшуюся фантастическим для совершенно разорённой страны тиражом в 400 000 экземпляров. Этой работой Тэдзука определил многие стилистические составляющие манги в её современном виде. За свою жизнь Тэдзука создал ещё множество работ, приобрёл учеников и последователей, развивших его идеи, и сделал мангу полноправным (если не основным) направлением массовой культуры.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
В Японии мангу читают люди всех возрастов, она уважаема и как форма изобразительного искусства, и как литературное явление, поэтому существует множество произведений самых разных жанров и на самые разнообразные темы. Почти вся манга рисуется и издаётся чёрно-белой. По популярной манге снимается аниме. Художник, рисующий мангу, называется мангака, часто он же является и автором сценария. Если написание сценария берёт на себя отдельный человек, тогда такой сценарист называется гэнсакуся. Читается манга справа налево, причиной чему стала японская письменность, в которой столбцы иероглифов пишутся именно так.

Манга составляет примерно четверть всей публикуемой в Японии печатной продукции. Подавляющее большинство сначала выходит в толстых (от 200 до 1000 страниц) журналах, которых существует больше сотни, а популярные манга-сериалы позже переиздаются в виде отдельных томов, так называемых танкобонов.

Манга в основном классифицируются по полу и возрасту читательской аудитории. К примеру, 
  • Josei предназначены для женщин старше 20 лет, в основном домохозяек и секретарш и занимают на японском рынке примерно ту же нишу, что и любовные романы на западе.
  • Shoujo-manga предназначены для девочек, рассчитаны на аудитории от 6 до 18 лет. Уделяется много внимания прическам, деталям одежды, романтическим образам, чувствам и настроению.
  • Shounen-manga предназначены для мальчиков, является одним из наиболее популярных жанров манга для подростков. Чаще всего действие разворачивается в школе или спортивной секции.
  • Seinen-manga предназначены для мужчин 18-25 лет, содержат больше сцен насилия или носящих сексуальный характер. Действие обычно разворачивается в мире служащих, студентов или безработных.

Также существуют различные жанры и темы. Принадлежность манги к тому или иному жанру обычно отмечается специальной маркировкой, на которую следует обращать внимание при выборе издания. Например, жанр яой (yaoi) предполагает наличие в сюжете гомосексуальной составляющей, жанр юри (yuri) является лесбийской версией жанра яой.


ФАНАТЫ МАНГИ
Влияние манги на международный рынок существенно возросло за последние несколько десятилетий. Наиболее широко за пределами Японии манга представлена в США, Канаде, Германии, Франции и Польше. Фанатов аниме и манга во всем мире часто называют «о-таку». И только в Японии это слово практически не употребляется и носит несколько негативный оттенок (равносильно помешанному фанату, а не преданному поклоннику, как понимают слово «о-таку» за рубежом).

Фанфик (fan fiction) — литературное творчество фанатов по мотивам любимых сериалов и фильмов. Фанфик может представлять собой продолжение, предысторию, пародию, «альтернативную вселенную», кроссовер («переплетение» нескольких произведений) и др.

Фанарт (fan art) — это художественное творчество фанатов манга. Сюда входят компьютерные коллажи, оригинальные рисунки и додзинси (в приблизительном переводе — «тот же материал, другие люди», означает любую самодельную мангу, созданную по мотивам существующей манги, аниме, игр или любого другого жанра). Фанарт, в отличие от фанфика, не предусматривает обязательного изображения уже существующих сцен и персонажей — достаточно «ощущения похожести».

Широкое распространение не только в самой Японии, но и за ее пределами получил Косплей (cosplay), который заключается в переодевании в костюмы персонажей манги и аниме и предполагает участие в различных шествиях, парадах и конкурсах.

ДРУГИЕ ВИДЫ ГРАФИЧЕСКОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ:
«Renga» — «последовательные рисунки». В отличие от манга этот вид графического повествования менее экономно использует площадь страницы (часто только один рисунок на страницу) и отличается малым количеством диалогов. Этим словом также называются рисунки, которыми обмениваются художники, постоянно дорисовывая что-то к рисунку другого.

«Gekiga» — «драматические картинки». Это серьезное повествование в традициях классического театра и кино. Признаки гекига — строгое, реалистичное изображение персонажей и логичный литературный сюжет. Пика популярности это направление достигло в 60-х годах двадцатого века, в частности под влиянием фильмов Акиро Куросавы. Сейчас gekiga считаются разновидностью манги и иногда появляются даже в молодежных (shounen) журналах, хотя их стиль и рассчитан на читателей за сорок.

«Yon-koma» — короткая манга, состоящая, как правило, из 4 кадров. Публикацией yon-koma часто занимаются газеты и журналы. Сюжет обычно носит юмористический или даже сатирический характер.

МЕНЮ

Оформить заказ?

Продолжить Отменить

Авторизация

Код страны, код города, номер телефона

Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.

Пароль от личного кабинета будет выслан на указанный номер телефона.

Выберите способ оплаты

Подготовка данных для оплаты...

Онлайн заявка

Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.

Яндекс.Метрика